bannerbannerbanner
Название книги:

Молодая гвардия

Автор:
Александр Александрович Фадеев
Молодая гвардия

3330

ОтложитьЧитал

Лучшие рецензии на LiveLib:
boservas. Оценка 416 из 10
Как-то так сложилось, что до сих пор я этой книги не читал, виной тому, как я полагаю, замечательный фильм Сергея Герасимова, который в детстве я смотрел неоднократно. Так иногда случается – конфликт форматов приводит к некой односторонности восприятия. Но я не оставлял идею когда-нибудь познакомиться лично с одним из самых прославленных романов советской литературы.Для чтения я специально выбрал первое издание книги 1946 года, которое сейчас появилось в оцифровке. Если уж читать роман, решил я, то только в том виде, в каком он создавался изначально, потому что авторское 1951 года и поставторское редактирование, которому книгу подвергли после критики сталинизма, это уже насилие над оригинальным текстом ради идеологических соображений.Фадеев взялся перерабатывать текст после критики от руководящих органов ВКП(б) и лично от Сталина за показанную в недостаточной степени руководящую роль партии. По словам самого писателя Сталин, в личной беседе с ним, сказал:Мало того, что вы написали беспомощную книгу, вы написали ещё идеологически вредную книгу. Вы изобразили молодогвардейцев чуть ли не махновцами. Но разве могла существовать и эффективно бороться с врагом на оккупированной территории организация без партийного руководства? Судя по вашей книге – могла.А потом, исправляя «недочёты», пьяненький Фадеев жаловался в узком кругу друзьям-писателям: «исправляю молодую гвардию на старую».А после ХХ съезда роман переделывали по-новой, выкидывая из него все поминания о Сталине, надо признать, что в версии 1946 года их было не мало, и, думаю, что в 1951 году добавилось. Так что второе место «литературы для юношества» по тиражам, уступив только «закалявшейся стали», роман занял, выходя в основном уже в модернизировано-изуродованном виде.Книга для оценки очень неоднозначная, с одной стороны – идеологическая и героическая составляющая, с другой – непосредственно литературные достоинства и недостатки. По первому пункту не хотелось бы дискутировать. Что касаемо идеологии, мы все понимаем, что Фадеев не мог обойтись без этой составляющей, вот, из-за неё даже переделывать пришлось, примем это как неизбежное. Что касается героизма – здесь я целиком и полностью поддерживаю автора и всех, кто чтит подвиг молодогвардейцев. Для меня не подвергается сомнению их героизм и самопожертвование, всегда буду относиться к их именам как к святыням. А тех, кто пытается находить какие-то изъяны в поступках молодогвардейцев, хочу спросить: «А вы сами так же смогли бы?»А вот с литературным качеством всё далеко не так хорошо. Скажу честно, я не был готов к такому невысокому качеству романа. С Фадеевым был знаком по его ранней повести «Разгром», которая помнится, мне очень даже понравилась, правда, было это в 10 классе. А в «Молодой гвардии» я столкнулся с самой настоящей плакатной литературой.Прошу прощение за сравнение, которое хочу предложить, но Лев Толстой у меня ассоциируется с Репиным, такая же монументальность, насыщенность и качество письма, Достоевский с Перовым, Тургенев с Шишкиным, Чехов с Левитаном, Серовым и Коровиным, Алексей Николаевич Толстой с Кустодиевым и Петровым-Водкиным, Платонов с Лентуловым и Филоновым. А вот Фадеев с советскими мастерами плаката – Дмитрием Моором, Михаилом Черемных, Ираклием Тоидзе. Я не умоляю мастерство виртуозов плаката, но сама техника этого жанра предполагает цветовую насыщенность, контрастность и символичную образность. Всё это имеется в избытке в романе Фадеева, и составляет суть его художественной выразительности. Отсюда поверхностность психологических трактовок героев, некая их парадность в ситуациях, когда любой обычный человек вел бы себя проще и без патетики. Особенно выделяется в этом отношении сцена в камере перед казнью большевиков Валько и Шульги, людям осталось жить чуть-чуть, а они друг другу политинформацию устраивают, отмечают заслуги Сталина, вспоминают про индустриализацию и коллективизацию, и хотя бы пол-слова сказали о ком-то из своих родных. Нет, они прекрасно понимают, что они находятся под фокусом внимания плакатиста, и самозабвенно ему позируют.Вот эта оторванность от реальной жизни, с её особенностями и нюансами, к сожалению, не приближала, а отдаляла героев от читателей. Им – героям – там, в книжной жизни, легко было быть такими идеальными и безупречными, их ведь окружали такие же, как и они. А тут, в обычной жизни, всё было намного сложнее, и высокая принципиальность вела чаще всего к повышенной конфликтности, и обретению славы «чудика от комсомола». В результате, большинство «профессиональных комсомольцев» были очень далеки от тех идеальных образов, которые предлагались в романе, это были, в большинстве случаев, начинающие карьеристы по партийной линии, со всеми отсюда вытекающими последствиями.Заканчивая тему о плакатности стиля Фадеева, не могу не вспомнить одну из строчек романа, когда про бабу Веру автор пишет, что она «стояла с бронзовым лицом Данте Алигьери». Плакат, конечно, плакатом, но и меру тоже надо знать.Кстати, контрастность бросается в глаза и при изображении автором будущих предателей по сюжету романа, когда на страницах появляются Вырикова и Стахович, интонация сразу меняется и вместо «горящих глаз» Ули Громовой появляются «злые глаза» Выриковой, а вместо принципиальности Кошевого – хвастовство Стаховича, и читателю сразу становится ясно, кто тут идейно незрел, и от кого следует ожидать подвоха.Предателя Стаховича Фадеев выдумал, но прообразом послужил настоящий комиссар организации Виктор Третьякевич, который, как известно сейчас, стал жертвой клеветы. Фадеев, видимо, чувствуя, что тут не всё так очевидно, не рискнул марать фамилию молодого героя, это всё, что он мог для него сделать. Так имя, может быть, главного героя организации, не вошло в созвездие имен, известных всей стране, а больше всех от этого умолчания «выиграл», если можно в данном случае использовать это слово, Олег Кошевой, который, легким движением руки писателя, превратился в комиссара организации, и в сознании большинства людей, знающих что-то о «Молодой гвардии», продолжает им оставаться.
foxkid. Оценка 364 из 10
Из предисловия:ДОРОГОЙ ДРУГ!Пусть эта книга будет твоим верным товарищем.Герои ее – твои сверстники. Если бы они жили сейчас, они были бы твоими друзьями.Черт-те что творится на этом свете. Вот уже и начинают убеждать, что немцы были не такие уж и плохие. И если бы не «некоторые перегибы», то мы бы все под ними жили бы долго и счастливо. Я очень прошу всех нервных, беременных и впечатлительных дальше не читать. Потому что я напишу про «некоторые перегибы» на примере судьбы партизан «Молодой гвардии» подробнее. Все мы, кто постарше (старческий бубнеж) знаем историю молодогвардейцев. Нынче же в школе убрали Фадеевский роман о ребятах из программы, а читать и рыться отдельно – кому это надо. Все в кратком изложении проходят. Что уж говорить об истории. Но ребята жили, и жили по совести, так, что нам только и остается гордиться их мужеством.Дальше…Понимаете, я не могу анализировать эту книгу, не могу писать про усиление роли партии и прочее. Потому что я читала ее, когда была ровесницей этим парням. Они для меня в этой книге были как живые. Я злилась с Кошевым, глядя на Леночку, бренчащую на фортепиано немцам за кусок масла. Мне хотелось ликовать с Тюленевым, когда Ковалев сбежал. И я рыдала, когда читала последний список. Я хотела быть как Любка – шагать, отбивая чечетку, навстречу солдатам. Но мой бунт закончился ровно тем, что я отказалась изучать немецкий язык. Не хотела учить язык фашистов. Знаете, я сейчас, став взрослой, осознаю, что самое лучшее, чем мы можем отблагодарить этих ребят – не доводить до повтора таких событий. Потому что они жили не для того, и умирали тоже. Да и какие это хлопцы были! Они жили по совести, так, что нам только и остается гордиться их мужеством. И мужество их было не столько в том, что они подрывную деятельность вели, а в том, что эти юноши и девушки не сломались, когда их всех арестовали. Читайте ниже, что было. И помните, что этим детям было по 16-20 лет."С утонченной жестокостью Соликовский, Кулешов, Усачев и свора их пособников пытали комиссара отряда Виктора Третьякевича. Каратели понимали, что юноша владел солидной информацией о составе и деятельности ворошиловградско-краснодонского партийно-комсомольского подполья и стремились пытками вырвать у него сведения об участниках антифашистского движения. На протяжении 10 суток Виктору было нанесено 285 ударов плетьми с металлическими наконечниками, два раза его подвешивали за шею, пытали электрическим током, вводили в организм специальный препарат, притупляющий работу мозга и ослабляющий силу воли, но арестант молчал."Убедившись в невозможности склонить юношу к предательству, палачи применили все наиболее «эффективные» номера пыток, в том числе металлический «козел», подогреваемый до соответствующей температуры, выкололи юноше глаза, выкрутили руки и казнили вместе с другими узниками. Героически держался Олег Кошевой на допросах. Раскаленным железом, плетьми, самыми изощренными пытками враги не смогли поколебать воли и стойкости молодогвардейца. Во время одной из пыток, превозмогая страшную боль, Олег выкрикнул: «Все равно вы погибнете, фашистские гады! Наши уже близко!» От пережитого в тюремных застенках у шестнадцатилетнего комиссара поседели волосы. 9 февраля 1943 года гитлеровские палачи расстреляли Олега Кошевого в Гремучем лесу. Мария Борц: «…Когда я вошла в кабинет, Соликовский сидел за столом. Перед ним лежал набор плетей: толстых, тонких, широких, ремни со свинцовыми наконечниками. У дивана стоял изуродованный до неузнаваемости Земнухов Ваня. Глаза у него были красные, веки сильно воспалены. На лице ссадины и кровоподтеки. Вся одежда у Вани была в крови, рубашка на спине прилипла к телу, и через нее проступала кровь». Нина Земнухова: «От жителя Краснодона Ленского Рафаила Васильевича, который содержался с Ваней в одной камере, узнала, что палачи выводили Ваню раздетого во двор полиции и на снегу избивали до потери сознания». Нина Земнухова: «…Пытаясь что- нибудь узнать от него, его пытали: подвешивали за ноги к потолку и оставляли, он терял сознание. Загоняли под ногти сапожные иглы…»"…Ульяну Громову подвешивали за волосы, вырезали на спине пятиконечную звезду, отрезали грудь, прижигали тело каленым железом и раны посыпали солью, сажали на раскаленную плиту. Пытки продолжались долго и беспощадно, но она молчала. Когда, после очередных избиений, следователь Черенков спросил Ульяну, почему она держит себя так вызывающе, девушка ответила: «Не для того я вступила в организацию, чтобы потом просить у вас прощения; жалею только об одном, что мало мы успели сделать! Но ничего, быть может, нас еще успеет вызволить Красная Армия!…» Из книги А.Ф. Гордеева «Подвиг во имя жизни» После жестоких пыток 16 января 1943 года ее казнили палачи и бросили в шурф шахты № 5. «Ульяна Громова, 19 лет, на спине у нее была вырезана пятиконечная звезда, правая рука переломана, поломаны ребра»Люба знала, что ее ждет смерть, но она не просила пощады. Очевидцы рассказывают, что в день ее расстрела 9 февраля 1943 года в камеру зашел кто-то из жандармов. Заметив Любу, спросил, почему в тюрьме находится такая молодая девушка. Люба плюнула фашисту в лицо и сказала: «Я – молодая партизанка, понимаешь, гад?» Жандарм Шульц, который принимал непосредственное участие в расстреле Шевцовой, рассказывал, что расстреляли Любу в Гремучем лесу вместе с группой советских граждан, в которой было 5 мужчин и женщина с 3-х летним ребенком. Шульц рассказывал, что Люба на месте казни стояла гордо выправившись, с ее головы упала большая белая косынка открывшая белые волосы. Так смело и бесстрашно может идти на смерть только человек, знающий, за что умирает. Фромме подал команду, прогремел залп, жертвы стали падать. Только Шевцова продолжала стоять нерушимо, неистово кричал ребенок, полз к краю ямы и звал мать. Фромме, как разъяренный зверь, подбежал к Шульцу: «В чем дело?» Выяснилось, что у фашиста испортился карабин. Фромме приказал стрелять в Шевцову жандарму Коллендеру. Раздался выстрел и Люба мертвою упала в могилу.12 января 1943 года Лида была арестована, вместе с другими подпольщиками поселка доставлена в Краснодонскую полицию, где их подвергли жестоким пыткам. «Лида Андросова, 18 лет, извлечена без глаза, уха, руки, с веревкой на шее, которая сильно врезалась в тело. На шее видна запеченная кровь» (Музей «Молодая гвардия», ф. 1, д. 16). "Шура Бондарева, 20 лет, извлечена без головы и правой груди, все тело избито, в кровоподтеках, имеет черный цвет" (Музей «Молодая гвардия», ф.1, д. 74) Борис Главан вместе с товарищами писал и распространял листовки, добывал оружие. Как бывший фронтовик, он учил ребят обращаться с оружием, незаметно и неслышно обходить патруль, снимать охрану. Активно участвовал в подготовке и осуществлении вооруженных операций молодогвардейцев – разгроме вражеских автомашин, освобождении военнопленных. 5 января 1943 года Б. Главан был арестован, после жестоких пыток казнен и сброшен в шурф шахты № 5. Из шурфа был извлечен связанным с Евгением Шепелевым колючей проволокой лицом к лицу, кисти рук отрублены. Лицо изуродовано, живот вспорот. 16 января 1943 года Володю Жданова вместе с другими молодогвардейцами вывезли к шурфу шахты № 5. Площадь около шурфа была оцеплена полицией. К месту казни подводили по нескольку человек и расстреливали. В последний момент Жданов оказал сопротивление, попытавшись столкнуть в шахтный колодец начальника полиции, но был застрелен. «Володя Жданов, 17 лет, извлечен с рваной раной в левой височной области, пальцы переломлены и искривлены, под ногтями кровоподтеки, на спине вырезаны две полосы шириной три сантиметра длиной двадцать пять сантиметров, выколоты глаза и отрезаны уши»"Николай Жуков, 20 лет, извлечен без ушей, языка, зубов, отрублена рука и ступня ноги" «Тоня Иванихина, 19 лет, извлечена без глаз, голова перевязана платком и проволокой, груди вырезаны» «Клава Ковалева, 17 лет, извлечена опухшей, отрезана правая грудь, ступни ног были сожжены, отрезана левая рука, голова завязана платком, на теле видны следы побоев. Найдена в десяти метрах от ствола, между вагонетками, вероятно была сброшена живой» Это далеко не все. И вы мне честно скажите, как на духу: эти девушки и юноши за что умирали? Ради того, чтобы много лет спустя наших солдат поливать помоями? Говорить, что фашисты и их приспешники были «еще ничего»? Мы забываем свое прошлое, мы вычеркиваем из школьной программы книги, которые действительно могут научить чему-то хорошему, мы отворачиваемся от тех, кого действительно должны знать и помнить. Вот они, эти имена:Олег Кошевой, Иван Земнухов, Ульяна Громова, Сергей Тюленин, Любовь Шевцова, Анатолий Попов, Николай Сумской, Владимир Осьмухин, Анатолий Орлов, Сергей Левашов, Степан Сафонов, Виктор Петров, Антонина Елисеенко, Виктор Лукьянченко, Клавдия Ковалева, Майя Пегливанова, Александра Бондарева, Василий Бондарев, Александра Дубровина, Лидия Андросова, Антонина Мащенко, Евгений Мошков, Лилия Иванихина, Антонина Иванихина, Борис Главан, Владимир Рагозин, Евгений Шепелев, Анна Сопова, Владимир Жданов, Василий Пирожок, Семен Остапенко, Геннадий Лукашев, Ангелина Самошина, Нина Минаева, Леонид Дадышев, Александр Шищенко, Анатолий Николаев, Демьян Фомин, Нина Герасимова, Георгий Щербаков, Нина Старцева, Надежда Петля, Владимир Куликов, Евгения Кийкова, Николай Жуков, Владимир Загоруйко, Юрий Виценовский, Михаил Григорьев, Василий Борисов, Нина Кезикова, Антонина Дьяченко, Николай Миронов, Василий Ткачев, Павел Палагута, Дмитрий Огурцов, Виктор Субботин.
Fandorin78. Оценка 244 из 10
"Имя твое не забыто, подвиг твой бессмертен…"Об этой книге довольно непросто что-то говорить. Кажется, что все пришедшие на ум слова не сумеют описать тех чувств, что захлестнули с последними страницами книги. Книги бесспорно очень спорной и очень противоречивой. Книги, пусть и основанной на реальных событиях, но все же художественной, где в угоду авторскому замыслу что-то может и должно быть изменено, где-то приукрашено, где-то скрыто за молчанием писателя. Так получилось, что читал позднюю редакцию романа. Ту, что ругал Симонов, но включивший ее в серию книг о Великой Отечественной войне. Ту, в которой появились новые герои, новые сюжетные линии и, наконец, появилась столь важная и столь недостающая в изначальном произведении руководящая и направляющая роль партии. Скажу честно – главы «новой редакции» видны сразу, как капля вишневого варенья на кипельно белой скатерти. На фоне таких живых ребят, да что ребят – детей, живых и настоящих, режуще выделяются картонной непрорисованностью, вычурной отстраненностью «руководящие кадры произведения». Очень сильное произведение безусловно проиграло и потеряло после такой редактуры, и, как мне кажется, недостающая партийность лишь покрыла густым слоем номенклатурности, если так можно выразиться.Можно сколь угодно ругать и поливать грязью подвиг советского народа в этой войне, можно клеветать на Александра Матросова и Зою Космодемьянскую, Николая Гастелло и Александра Маринеско, но отнять Победу, выстраданную всеми и каждым, отнять ее нельзя. И, если при виде монумента героям Молодой гвардии в горле почему-то чувствуется какой-то противный комок, а в глаза словно песок бросили, то это свидетельствует о памяти человеческой и людской благодарности.

Отзывы о книге «Молодая гвардия»

user
  11 ноября 2011, 18:34
Первый раз прочитала книгу еще в школе.С тех пор она стала моей настольной книгой. Вот сейчас пишу и мурашки по коже от избытка чувств. Люблю Фадеева за эту книгу. В ней нет ничего о пропаганде. Здесь рассказывается о страшной, жестокой и варварской войне. Когда гибли взрослые и дети, мужчины и женщины и не только от рук захватчиков, но и от холода, голода и варварства. Эта книга о юношах и девушках, которые решили бороться с врагом, нарушившими их спокойный уклад жизни. Нам сейчас трудно понять их Патриотизм и способность к самопожертвованию, но лично у меня это вызывает огромные уважение и восхищение! Я не знаю о каком рационализме можно говорить в такое страшное время?! Слезы лились ручьем при чтении о пытках и гибели членов Молодой Гвардии. Считаю, что эту книгу надо проходить в школе, хотя я уже не проходила(92-02). Только надо ее как-то преподать по хорошему. Написана она хорошим языком и вполне понятна в таком возрасте. Думаю эта книга НУЖНА нашей стране, чтобы ПОМНИТЬ и ЧТИТЬ память наших предков!
user
  02 апреля 2010, 16:53
спасибо, за тёплые слова!!!!! мне тоже очень приятно, что остались те люди, которые чтут ИХ ПАМЯТЬ,насчёт комиссара, я просто по книге, в основном, судила… хотя эти документы тоже читала.... а про мать Виктора Третьяковича – это вообще кошмар, сын погиб за родину, а они его в предатели…( и это не считая того, что очень больно пережить, любой матери, смерть своего ребёнка… вообщем в любом случае – и Виктор Третьякович, и Олег Кошевой и вся организация – пример истинной доблести, отваги, чести и благородства!!!!!!!!!!!
user
  31 марта 2010, 01:27
Эмбер – да, к счастью, Виктора Треьякевича оправдали после того, как поймали полицейского Василия Подтынного. Но сколько лет семья жила с клеймом, что их сын является предателем. Я читала воспоминания матери Виктора о том, как ей приходилось ходить на могилу к сыну только ночью, чтобы никто не увидел. Она часами ночью лежала там, на его могиле, разговаривала с ним. Мне очень больно было, когда я это прочитала. Что ей довелось пережить…Спасибо вам, Эмбер, за поддержку. Я рада, что еще есть такие люди, как вы. У меня просто к ребятам особое, немного личное отношение.
user
  30 марта 2010, 19:52
Sunny Rose – полностью согласна!!!!!! а Третьяковича потом оправдали, в документах об этом всё сказано… а настоящего предателя расстреляли со всеми остальными в сентябре 1943!
user
  29 марта 2010, 02:19
Я читала эту книгу несколько раз. И все меня устраивало – и язык, и стиль изложения, и описания характеров главных героев. Нужно отметить, что это все-таки РОМАН – ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, поэтому не стоит относиться к нему как к серьезному документу. Конечно, есть свои недостатки, а именно роль партийного руководства, которого на самом деле фактически и не было, предатель Стахович – уж очень мне обидно за несправедливо обвиненного Виктора Третьякевича. НО самое главное – Фадеев писал роман с большой любовью к погибшим ребятам, и это чувствуется в каждой строчке, лично у меня такие ощущения. И сейчас говорить о том, было ли это коллективное самоубийство просто глупо. Ребята оказались в тяжелых условиях, они в отличие от некоторых были НАСТОЯЩИМИ ПАТРИОТАМИ РОДИНЫ. Много они сделали, мало – они делали ХОТЬ ЧТО-НИБУДЬ, не сидели сложа руки. По мнению некоторых, надо было не высовываться, идти на биржу труда и с радостью и благоговением ехать на работу в Германию? Здравствуйте, дорогие немчушки, добро пожаловать! Представьте себе, что вы видите, как Красная Армия отступает, как наглые морды занимают ваши дома, пьют, веселятся, устраивают свои порядки на вашей земле, а вы валитесь им в ноженьки. Как же так, ведь это освободители приехали, благодарствуйте, что дали нам мифическую свободу. Так что ли, по мнению некоторых, им надо было себя вести?Ребята боролись, совсем юные, молодые, они использовали для борьбы те возможности и методы, которые у них были. И погибали мучительно от страшных пыток, про которые невозможно говорить спокойно, от ран в шурфе шахты, куда некоторые были сброшены живыми. Роман написан отличным языком. Все-таки было в них что-то такое особенное, чего не понять, наверное, какая-то жертвенность и чувство настоящего патриотизма, которое, увы, почти не встречается сейчас. Но как жаль ребят, как жаль…
user
  19 марта 2010, 20:03
…и они погибли не за то, чтобы мы сейчас говорили, что их смерть бессмыслена, блин!
user
  19 марта 2010, 20:02
я прочла книгу полгода назад, и знаете, с тех пор каждый день думаю о ребятах, впечатление на всю жизнь!!! вот вы говорите, что смерть ребят – просто коллективное самоубийство! Господи! а что они должны были делать????? преклонятся перед фашисткими гадами??? Олег Кошевой говорил, что лучше жить стоя, чем умереть на коленях! вот верные слова!!!!! а по поводу того, что они ничем не помогли СССР – это такая чушь!!!! помогли! такой патриотизм, любовь к Родине, она на все времена!!!! их подвиг вечен для потомков!!!!! можно и не читать книгу Фадеева, можно узнать о МГ в других произведениях или документах, но знать о Них нужно!!! каждому нужно!!!!!!!! это ведь наше прошлое!!!!!!вечная память ребятам-молодогвардейцам!!!!!!!!
user
  14 ноября 2008, 21:01
Sediment, браво!!! Полностью согласна. А книгу в любом случае читать. Каждый из нее, конечно, свое вынесет. Но в памяти она все равно останется, а не скользьнет по краю сознания бесследно, как многие образчики современной литературы.А восприятие событий реальных, событий описанных, судьбы автора – лично дело каждого читателя.Я, повторюсь, согласна с Sediment
user
  11 августа 2008, 16:38
Просто потрясающая книга!!!
user
  02 августа 2008, 19:07
RCatholicДа, с точки зрения рационального подхода к этим событиям – это бессмысленное коллективное самоубийство, тут с Вами нужно согласиться.Но с точки зрения более жизненной – они не могли иначе. Их страну, их город оккупировали. Любые нормальные подростки, в любой стране вели бы себя так же: по своему разумению, и, конечно, без всякой "руководящей роли партии", они бы пытались бороться. Я не считаю их действия подвигом, как не считаю, например, подвигом уступить женщине место в транспорте, это была естественная реакция мальчишек и девчонок. И это происходило по всей стране, просто эти конкретные события были описаны хорошим писателем и широко использовались агитпропом.
user
  02 августа 2008, 18:47
2 101977Суть не в том, правда там или нет, суть в том, что описан ПОДВИГ, подвиг во имя РодиныВы сами-то хоть поняли, что написАли? Как это – "суть не в том, правда это или нет". Если это правда – то подвиг был, если ложь – подвига не было. Суть как раз в том, что необходимо точно знать, "что это было" и был ли это подвиг или глупость (точнее, бессмысленное самоубийство). или вообще всё это было "раздуто до невозможности". Сначала полицаями и жандармерией, которым не терпелось нахватать наград за раскрытие подпольной организации, потом – пропагандистам из Идеологического отдела ВКП(б). Я очень много читал о "Молодой Гвардии" и скорее склоняюсь к версии "бессмысленного самоубийства" фактически детей, которые сами не понимали, что делали. Ибо вреда оккупантам они не нанесли никакого, а жизни свои потеряли. И пользы от этого СССР не было ну ровно никакой, а вред очевиден – бессмысленная гибель нескольких десятков талантливых юношей и девушек, которые могли бы очень многое сделать для своей страны, если бы более разумно распорядились своими жизнями.
user
  02 августа 2008, 18:35
Эту вещь напрасно навязывают в школе, ее нужно читать, во-первых, по собственной воле, во-вторых, уже пожив на свете и набравшийсь кой-какого уму-разуму... Я сам в школе из-под палки так его и не прочитал, кроме тех глав, по которым требовали доклад или что-то типа того... Лет через ...дцать почему-то захотелось его почитать, взял его в руки и прочитал от корки до корки. Можно много спорить, по чьему заказу написан этот роман, что там правда а что нет, историки об этом уже много лет спорят и еще спорить будут. Суть не в том, правда там или нет, суть в том, что описан ПОДВИГ, подвиг во имя Родины, и описан он великолепно! Советую – читать и размышлять. Особенно над тем, что в наше время даже одного такого героя не найти, не говоря уже о "гвардии"...
user
  05 марта 2008, 20:35
Абсолютно уверена, что данную книгу просто необходимо прочесть каждому русскому человеку и вообще Человеку! Всецело преклоняюсь перед Героями данного произведения! Они сделали это ради Родины, ради своих семей и родных! Светлая память героям-красногвардейцам!
user
  17 января 2008, 14:55
Про Молодую Гвардию вранье, Павлик Морозов предатель, вместо Стаханова работала целая бригада, Асександр Матросов вообще поскользнулся... По комментариям пользователей видно, что омерзительная целенаправленная ложь приносит свои плоды. Не верьте! Читайте Молодую Гвардию, равнодушным не останетесь!
user
  30 ноября 2007, 10:39
Одна из самых любимых книг моего подросткового периода. Читала раз 10.
user
  17 мая 2007, 01:56
Читать!Это художественная литература!....Для особо умных.А может это и не Фадеев писал?Ну типа как для резуна Шолохов.А не он это писал -так хозяева решили.Ребята жизни положили за Родину , за нас с Вами.И гениальный писатель это описал.Они так мыслили, этим жили.Не надо немытыми руками .... противно.
user
notSimply  11 мая 2007, 14:26
Мы ее проходили в школе (8ой класс), но прочитать я ее так и не смогла. Язык не такой. Мне не понравилось.
user
  17 февраля 2007, 15:01
Добавлю, что по моему мнению, подвиг молодогвардейцев под "направляющей и руководящей" ролью компартии – это еще одно ужасное преступление коммунистической партии Советского Союза перед собственным народом. Кто давал право распоряжаться жизнями молодых людей, в сущности детей? Ведь, согласитесь, вреда для Вермахта молодогвардейцы принесли – всчего ничего. Несоизмеримо больше они принесли вреда своей стране своей гибелью. Ведь это же будущее страны! Представьте себе, уважаемые рецензенты, что в каждом окупированном городе была бы создана такая молодежная организация, как в Краснодоне. Что она попортила немного нервов гитлеровцам, они ее раскрыли (каким способом – неважно), и казнили всех. Это ведь чудовищные потери, несоизмеримы ни с чем! Я не считаю, что молодогвардейцы погибли зря, они сровершили подвиг, это бесспорно. Но, повторю, мне их очень жаль, очень. Воевать должна АРМИЯ. Ведь на ее содержание отрывался и всегда отрывается львиный кусок бюджета, отрывается от людей, от их благосостояния. Она для этого и создается, и обучается. Дети не должны воевать ни в коем случае, привлекать их к этому делу – вот величайшее преступление КПСС. В конце-концов должны быть подготовленные люди – диверсанты или партизаны, как их назвать, не имеет значения, они должны были портить кровь гитлеровцам, уничтожать их, пускать эшелоны под откос или палить комендатуры. Подростки же, в самом лучшем случае, должны были бы привлекаться для сбора и передачи информации или расклейки листовок. Хотя, я считаю, любая война – это занятие не для детей. Я понимаю еще – тихий саботаж. Все!Возьмите Европу, они не познали таких разрушений и массовых людских потерь, как Советский Союз. Они там для вида немного создавали "движений сопротивления" и серьезного вреда гитлеровцам не принесли. А работали на Третий Рейх будь здоров. Они знали, что в конце-концов придет освобождение, а дурной Иван (как уже неоднократно бывало в истории), захватчика сокрушит. А мы два раза побывали в руинах, а количество людских потерь не можем посчитать до сих пор.
user
  08 января 2007, 14:24
Советую всем поинтересоваться, как был затравлен автор за "Молодую гвардию" лично т.Сталиным, и какие переделки (= фальсификации) произошли между первым и вторым изданием.Вот почитайте:http://www.zv.inventech.ru/books/ruskino/ruskino-0048.shtml"После того как работа над первой серией фильма была завершена, ее повезли на отзыв к Сталину. Он не обнаружил в фильме того, что считал самым главным, – показа руководящей и направляющей роли партии. И роман, и его экранизация в этом отношении соответствовали конкретике исторических фактов: они рисовали действия молодых подпольщиков как самостоятельные, никем со стороны не инспирированные. Это было сочтено грубой ошибкой, и Герасимову пришлось доснять и переснять ряд сцен, а Фадееву – переписать роман".–Вот так героизм молодежи прикрывался ложью о партии.Так писателя Фадеева довели до алкоголизма, вызванного чувством вины за загубленную при его участии литературу, и в конечном итоге до самоубийства.
user
  08 января 2007, 13:12
А по какому принципу/критерию Вы отделяете правду от конъюктурщины? Кто это определяет?... По этому нас и в мире уважать перестали, что мы сами готовы себя и высечь и кое в чем вывалять в угоду новым течениям.Чуть было не потеряли такой важный момент воспитания как патриотизм. Слава Богу, во время опомнились. Это, наблюдая за прессой и телевидением из-за границы, очень заметно и отрадно.Пока еще человечество не доросло сознанием до Всепланетного Содружества. Понятие Родины имеет место быть.Может я в детстве и невнимательно читала " Молодую Гвардию"...(?), но у меня в памяти остались не призывы и прославления Партии, а подвиг ребят, сознательно отдавших свои жизни за Родину, то бишь за наше с вами существование. Именно тогда начала задумываться над феноменом Подвига: "кто эти люди, сознательно умирающие за выживание других. А я могла бы?..."
user
  08 января 2007, 00:33
История должна быть историей, без всяких переделок каждый раз и умалчиваний или добавлений в пользу "данного момента". Коммунисты у власти – пишут одно, псевдодемократы – другое. Как выгодно власти, так и учебники переделывают даже сегодня. А писатель (если он претендует на звание писателя, а не рекламного агента, восхваляющего "самые мудрые и правильные" решения кучки людей, стоящей на данный момент у власти) должен писать ПРАВДУ. Тем более что организация "Молодая гвардия" не выдумана. И незачем рассуждения о том, что "заставили, угрожали". Знал, на что шел. Хоть каким тираном Сталин не был, писателями он не назначал. Сами люди что-то начинали кропать на листках бумаги и в редакции да издательства носить, в Союз писателей попасть мечтали, где "корзины печенья да банки варенья".
user
  30 декабря 2006, 01:55
Да не от себя автор лишнего добавил, а от партии и правительства и лично т.Сталина! Которые вставили ему ведро иголок со скипидаром за то, что он недостаточно ярко отобразил роль партии.И пришлось т.Фадееву срочно вставлять в роман светлые образы партийцев, которых там и на пушечный выстрел не было! А заодно делать из некоторых мальчиков и девочек изменников родины, потому что как же без них? Правда, новая власть их всех подряд реабилитировала, а сам Фадеев застрелился от стыда, встретившись с писателями, которых возглавляемый им союз зачислил в изменники – прям как сам классик Витю Третьякевича – "Стаховича". Так что светлая память жертвам фашизма. А также оговора "товарищей".
user
  30 декабря 2006, 00:39
Читать!А погибли молодогвардейцы за РОДИНУ.Да , автор добавил от себя . что-то личное . но это не документальное кино – это худ.литература!На такой молодежи наша родина и держиться.Вечная им слава!
user
  29 декабря 2006, 11:34
Хоме:Сначала Вам говорили одно и Вы безоговорочно верили, потом сказали другое и Вы поверили в это...Правда всегда неоднозначна, а описание событий даже очевидцами конъюктурно/субъективно.Кое-где надо и самим думать, а не получается – абстрагируясь, констатировать факты...
user
  26 декабря 2006, 15:51
Видел документальный современный фильм о том, как Фадеев писал эту книгу, на каком фактическом материале. Оказалось – в школе мы не то учили, нас просто обманывали. В книге почти все перевернуто с ног на голову. Один факт – Кошевой командиром стал только потому, что Фадеев жил в доме его родителей и ему уже так там по ушам проехали, что только держись. Типично заказная литература. Хотя молодогвардейцев искренне жаль – за что они погибли?
user
  19 октября 2006, 20:29
Как-то вне школьной программы начала читать... Дальше первой страницы продвинуться не смогла. Настолько кондовый язык, сплошные штампы. Скулы свело мгновенно.Да, наверное ребята совершили подвиг, их судьба трагична. Но кто так пишет?! Это позор!
user
  19 октября 2006, 17:02
Хорошо ещё, что в аннотации не сказали "документальный". Ибо доставерны в нём лишь фамили действующих лиц.
user
  19 октября 2006, 15:21
"Молодая гвардия"-увы!-для меня из числа тех книг,к которым непряизнь привила школьная программа.Потому что задавали "прочесть на дом следующую главу".....Много лет понадобилось чтоб выработать иммунитет и прочитать непредвзято.В нынешнюю эпоху "переосмысления"-то есть зачастую обливания грязью,постановки с ног на голову-читается странно...Но все равно читать такие книги необходимо.
user
  19 октября 2006, 11:41
Не соглашусь с предыдущим комментатором по поводу как "Чужого в стране чужих" (читанный мной перевод назывался так), так и "Молодой гвардии". Впрочем, как _развлекательные_ эти книги действительно не подходят. "Молодую гвардию" перечитывал раза четыре, "Чужого в стране чужих" – не меньше, а не больше только потому, что книгу спёрли в общаге... что тоже скорее плюс в смысле оценки :-)... а возможности читать на компе тогда ещё не было.
user
  19 октября 2006, 10:25
Это одна из двух книг, которые я так и не осилил до конца (вторая – Хайнлайн "чужак в чужом краю") – очень уж скучной она мне казалась и тогда, когда ее давали на внеклассное чтение в школе, и теперь